Началом истории автомобильных грузоперевозок в России принято считать далёкий 1901 год. Именно тогда было создано первое предприятие, осуществляющее грузоперевозки автотранспортом. Базировалось оно в Санкт-Петербурге и насчитывало всего 5 единиц техники. В те времена грузоперевозки по России осуществлялись в основном железнодорожным транспортом, а в труднодоступных местах (которые составляли большую часть территории) конными телегами.
Отсутствие хороших дорог, крайне низкая скорость первых грузовиков и высокая себестоимость доставки груза не позволяли первым АТП на равных конкурировать с железнодорожным транспортом. Поэтому в те годы автомобили занимались в основном подвозом и вывозом грузов с ж/д станций. Следует отметить, что водить грузовые автомобили начала прошлого века было занятием крайне опасным, ведь, несмотря на “черепашью” скорость, даже небольшая авария заканчивалась гибелью или увечьем водителя. Причина – использование в окнах автомобилей обыкновенного стекла (триплекс был изобретён позже), разлетающегося на крупные, бритвенно-острые осколки при малейшем столкновении.
Этот фактор в немалой степени препятствовал первым автотранспортным предприятиям осуществлять массовые грузоперевозки.
Дешево и относительно безопасно осуществлять грузоперевозки по России стало возможным значительно позже. Постоянное усовершенствование автомобилей, позволило им “высунуть нос” за пределы городов, и грузоперевозки автотранспортом постепенно стали вытеснять конные повозки. К началу 20-х годов прошлого века отечественный автопарк грузовой техники составлял более 17-ти тысяч единиц. Но надёжность грузовиков того времени оставляла желать лучшего, об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на 1 автомобиль приходилось 5 техников. Толчком к укрупнению российского грузового автопарка послужила (как это не прискорбно) Великая Отечественная Война. К 1943 году более 200-т тысяч грузовиков выполняли на полях сражений самые различные задачи (перевозка боеприпасов, оружия, провианта, солдат и т.д.). Немалая часть, прошедших войну, грузовых автомобилей продолжала вплоть до 70-х годов производить грузоперевозки
Дешево и быстро осуществлять грузоперевозки по России позволила, разработанная в послевоенные годы — “система тяговых плеч”. Согласно этому нововведению, грузоперевозки автотранспортом на продолжительном маршруте осуществлял не один грузовик, а несколько. Была разработана широкая сеть грузовых станций, объединённая отрезками маршрутов (плечами). Водитель, прибыв на такую станцию, оставлял на ней свой груженый полуприцеп, а сам возвращался обратно уже с другим, и так по цепи. Это, вкупе с развитием диспетчерской службы, массовым строительством асфальтированных дорог, развитием автомобильной промышленности, общим подъёмом экономики СССР в 60-е 70-е годы, вывели автомобильные грузоперевозки по России на новый уровень.
Перестройка и последующий распад СССР нанесли громадный урон АТП. Всего за одно десятилетие (1985-1995) объём автомобильной транспортировки грузов снизился в 2,6 раза. Но, как говорится, “нет худа без добра”, Россия вступила в эру рыночной экономики. Сегодня, находящиеся в частных руках, АТП, осуществляющие грузоперевозки по России, активно конкурируют между собой. Конкуренция вынуждает эти предприятия совершенствовать сервис в борьбе за клиента и корректировать ценовую политику. Сегодня грузоперевозки автотранспортом, в масштабах страны демонстрируют ежегодный стабильный рост 2,5 – 3 % и автомобильный транспорт сохраняет одну из лидирующих позиций в сфере грузоперевозок.